|
Бенедикт Спиноза (Барух)
(1632—1677 гг.) философ-пантеист
- Бегство вовремя должно приписать такому же мужеству свободного человека, как и битву, иными словами — человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.
- Блаженство — не награда за добродетель, но сама добродетель.
- Божественная справедливость допускает… чтобы дьявол безнаказанно обманывал людей, но не терпит, чтобы эти люди, несчастным образом обманутые и совращенные им, остались безнаказанными.
- …Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими.
- В желании выражается сущность человека.
- Все прекрасное так же трудно, как и редко.
- Все то, что когда-либо почиталось из ложного благочестия, ничего, кроме фантазий и бреда подавленной робкой души, не представляло.
- …Все хорошие страсти имеют такой характер и природу, что мы не можем без них существовать и сохраняться, и они как бы принадлежат нам существенно, как любовь, желание и все, что свойственно любви.
- Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-либо иное, легко переходит в ненависть.
- Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.
- Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.
- Если кто-либо знает, какое решение он должен принять, чтобы произвести нечто хорошее или помешать чему-либо дурному, но не делает этого, то это называется малодушием.
- Зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот — находит удовольствие в чужом несчастье.
- Истина — пробный камень самой себе и лжи.
- Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.
- Кто ни разумом, ни состраданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.
- Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.
- Людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.
- …Между влечением и желанием существует только то различие, что слово желание большей частью относится к людям тогда, когда они сознают свое влечение, поэтому можно дать такое определение, желание есть влечение с сознанием его.
- …Мир есть не отсутствие войны, но добродетель, проистекающая из твердости духа.
- Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.
- Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и зависти и что воспитание только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть.
- Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.
- Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.
- Опыт слишком часто поучает нас, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.
- Понимание — начало согласия.
- Ссылка на авторитет — не довод.
- Потребуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.
- Ревность есть забота о том, чтобы одному наслаждаться достигнутым и удержать его.
- Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.
- Сострадание есть неудовольствие, сопровождаемое идеей зла, приключившегося с другим, кого мы воображаем себе подобным.
- Человек свободный никогда не действует лживо, но всегда честно.
- Страх возникает вследствие бессилия духа.
- Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.
- Стремление делать что-либо или не делать ради того только, чтобы понравиться другим людям, называется честолюбием.
- Стыд есть известная печаль, возникающая в человеке, когда он видит, что его поступки презираются другими.
- Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.
- Тот, кто легко поддается состраданию и трогается чужим несчастьем или слезами, часто раскаивается, — вследствие того, что мы, находясь под влиянием аффекта, легко поддаемся на ложные слезы.
- Человек, руководствующийся только аффектом или мнением, отличается от человека, руководствующегося разумом. Первый помимо своей воли делает то, чего совершенно не знает, второй делает только то, что он признает главнейшим в жизни. Поэтому первого я называю рабом, второго — свободным.
- Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.
- Человеку, который стыдится, присуще желание жить честно.
- Честолюбие есть чрезмерное желание славы.
- Крайняя гордость или крайнее унижение есть крайнее незнание самого себя.
- Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре. Прекрасное трудно.
- Если бы свободно падающий камень мог мыслить, он думал бы, что падает по свободной воле.
- Не плакать, не смеяться, а понимать.
|