|
Карл Маркс
(1818—1883 гг.) мыслитель
- …Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.
- …Безусловный долг законодателя — не превращать в преступление то, что имеет характер проступка, и то лишь в силу обстоятельств. С величайшей гуманностью должен он исправлять все это, как социальную неурядицу, и было бы величайшей несправедливостью карать за эти проступки как за антисоциальные преступления.
- Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей.
- Богатый человек — это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда.
- Быть рабом или быть гражданином — это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой — не раб. Он — раб в обществе и посредством общества.
- Быть чувственным значит быть страдающим.
- В действительности… истинная «общественно-воспитательная роль» государства заключается в его разумном и общественном бытии.
- В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.
- В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе…
- В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.
- В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает…
- В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.
- …В суете этого мира дружба — единственное, что имеет важное значение в личной жизни…
- Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?
- Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.
- Воспитатель сам должен быть воспитан.
- Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука.
- Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия…
- …Все действительно сильные натуры… раз вступив на революционный путь, даже из поражений всегда черпали новые силы…
- Всеобщая скромность духа — это разум, та универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи.
- Всестороннее проявление индивида лишь тогда перестанет представляться как идеал, как призвание и т. д., когда воздействие внешнего мира, вызывающее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих индивидов…
- Всякая нация может и должна учиться у других.
- Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.
- Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку.
- …Всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль…
- Время — это простор для развития способностей.
- …Время послужило моей любви лишь для того, для чего солнце и дождь служат растению — для роста… В ней сосредоточиваются вся моя духовная энергия и вся сила моих чувств. Я вновь ощущаю себя человеком в полном смысле слова, ибо испытываю огромную страсть.
- Говорить… об «естественной справедливости» — бессмыслица.
- …Государство воспитывает своих членов тем путем, что делает их членами государства, что оно превращает частные цели во всеобщие, грубый инстинкт — в нравственные склонности, природную независимость — в духовную свободу…
- …Грубый, невоспитанный человек готов считать того или иного прохожего самой скверной и самой низкой тварью на земле только потому, что тот наступил ему на мозоль. Свои мозоли он делает мерилом оценки человеческих действий.
- …Для социалистического человека вся так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом…
- …Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть… в высокой степени культурным человеком…
- Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство…
- Древние… говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде. Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах!
- Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба.
- …Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобна льву, который весь сжимается, готовясь к прыжку.
- Если законодательство не может декретировать нравственность, то оно еще в меньшей степени может провозгласить правом безнравственность.
- …Если конструирование… грядущих времен не есть наше дело, то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем…
- Если обстоятельства, в которых живет… индивид, делают для него возможным лишь одностороннее развитие одного какого-либо свойства за счет всех остальных… то этот индивид и не может пойти дальше одностороннего, уродливого развития. Никакая моральная проповедь тут не поможет.
- Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.
- Если скромность составляет характерную особенность исследования, то это скорее признак боязни истины, чем боязни лжи.
- Если ты любишь, не вызывая взаимности, т. е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье.
- Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.
- Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей.
- Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.
- Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.
- Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.
- Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность, безнравственный, грубо-вещественный взгляд на государство. Они — невольный крик нечистой совести.
- Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу. …Идеи… к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им.
- …Именно лицемерие прикрывается Богом, не веря ни в его действительность, ни во всемогущество добра; именно себялюбие ставит личное спасение выше спасения общественного целого.
- Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование — это развернутая истина…
- …Истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею.
- Истина так же мало скромна, как свет.
- …Истинная любовь выражается в сдержанности, скромности и даже в робости влюбленного в отношении к своему кумиру, но отнюдь не в непринужденном проявлении страсти и выказывании преждевременной фамильярности.
- …Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению…
- Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «Боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.
- …К смешному я отношусь серьезно, когда представляю его в смешном виде…
- …Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться. …Каждый из нас действительно делает себя тем, чем он является в глазах другого…
- Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ.
- Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей, либо же рабом своей собственной подлости.
- …Какое счастье — дружба, подобная той, какая существует между нами. Ты-то знаешь, что никакие отношения я не ценю столь высоко.
- …Когда раб превращается в господина на один день, то в этот день неограниченно властвуют грубые инстинкты.
- …Коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни, как неотъемлемой собственности человека, означает становление практического гуманизма…
- Коммунисты вообще не проповедуют никакой морали… Они не предъявляют людям морального требования: любите друг друга, не будьте эгоистами и т. д.; они, наоборот, отлично знают, что как эгоизм, так и самоотверженность есть при определенных обстоятельствах необходимая форма самоутверждения индивидов.
- …Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренной идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезнет сама собой.
- …Коммунисты отнюдь не хотят… уничтожить «частного человека» в угоду «всеобщему», жертвующему собой человеку…
- Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек. …Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.
- Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям…
- Любовь родителей наиболее бескорыстна.
- …Люди завоевывали себе свободу всякий раз постольку, поскольку это диктовалось им и допускалось не их идеалом человека, а существующими производительными силами.
- …Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.
- …Мораль зиждется на автономии человеческого духа…
- Мораль — это «бессилие в действии». Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким-нибудь пороком, она терпит поражение.
- …Моральную силу невозможно создать параграфами закона…
- Мы должны открыто предостеречь от такого рода лицемерных друзей, которые, правда, заявляют о своем согласии с принципами, но сомневаются в их осуществимости, потому что мир-де еще не созрел для них…
- …На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность.
- На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.
- Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу. …Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования… Но хорошо же то общество, которое не знает лучшего средства самозащиты, чем палач, и которое… провозглашает свою собственную жестокость вечным законом.
- Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок…
- Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.
- …Наслаждающийся богатством в одно и то же время и раб и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантазиям, тонок, образован, умен. — Он еще не ощутил богатство как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим.
- Не только богатство человека, но и бедность его получает при социализме в равной мере человеческое и потому общественное значение. Она есть пассивная связь, заставляющая человека ощущать потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек.
- Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.
- …Необходимо… очеловечить чувства человека… создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности.
- Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине… На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека.
- Нет ничего более легкого, как наслаждаться по всякому поводу своим моральным совершенством; всего легче делать это по отношению к мертвым.
- Независимая мораль оскорбляет всеобщие принципы религии, а особые понятия религии противоречат морали.
- …Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.
- Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- Ни один человек не борется против свободы, — борется человек, самое большее, против свободы других.
- Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.
- Никуда не годится «народное воспитание через посредство государства»… Наоборот, государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.
- Нравственное государство предполагает в своих членах государственный образ мыслей, если даже они вступают в оппозицию против органа государства, против правительства.
- …Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.
- …Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.
- Один акт насилия может быть искоренен только другим таким же актом.
- …Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей…
- …Оставаться… скромным по отношению к нескромности — это и есть самая серьезная нескромность духа.
- …Отчаяние в собственном спасении превращает личные слабости в слабости человечества, чтобы сбросить это бремя с собственной совести…
- Первая предпосылка всякой человеческой истории — это, конечно, существование живых человеческих индивидов.
- Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать.
- Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.
- …Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и… даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей… Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.
- Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т. д.
- Предположим, что мы производили бы как люди. В таком случае… я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни… Мой труд был бы свободным проявлением жизни и поэтому наслаждением жизнью.
- Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного… является проявлением и утверждением общественной жизни.
- Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в нее яд человеконенавистничества и отчаяния.
- …Принимать одну основу для жизни, другую для науки — это значит с самого начала допускать ложь.
- …Присвоение богатства… обусловливает отречение от богатства в его вещественной реальности.
- Противно быть под ярмом — даже во имя свободы…
- …Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок…
- Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить.
- Разве я не уничтожаю свободу характера, когда я требую, чтобы он был свободен на чужой лад?
- Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого. Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.
- Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.
- …Речь идет не о том, чтобы мысленно провести большую разграничительную черту между прошедшим и будущим, а о том, чтобы осуществить мысли прошедшего.
- Роскошь представляет собой противоположность по отношению к природной необходимости.
- Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет.
- Свобода настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления…
- Свободная от всяких сомнений вера в неподдельность любви, которую выражает возлюбленный, есть для возлюбленной высшее наслаждение собой, есть ее вера в самое себя.
- …Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
- …Сердце человека — удивительная вещь, особенно, если человек носит сердце в своем кошельке…
- Смерть героев подобна закату солнца.
- …Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить. «Совесть» привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.
- Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
- …Страдание, понимаемое в человеческом смысле, есть самопотребление человека.
- Страсть — это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека.
- Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.
- …Стыд — это уже своего рода революция…
- Существенная форма духа — это радостность, свет…
- Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нем потребность, без него мое существование не может быть полным, удовлетворенным, совершенным.
- Существует двоякого рода смелость: смелость превосходства и смелость умственного убожества, черпающая силу из своего официального положения, из сознания, что она пользуется в борьбе привилегированным оружием…
- Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо благоприятных шансов.
- То, что можно сказать об отношении человека к своему труду… то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку…
- …Того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решают случай и иллюзия.
- Того, чего хочет обыватель, — жить и размножаться… хочет и животное? Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей. Только это чувство, которое вместе с греками покинуло мир, а при христианстве растворилось в обманчивом мареве царства небесного, может снова сделать общество союзом людей, объединенных во имя своих высших целей…
- Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.
- Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.
- …У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета».
- …Уважающие себя люди вовсе не должны слепо доверять друг другу.
- Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу…
- Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.
- Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства.
- Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.
- Человек есть в самом буквальном смысле… не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.
- Человек живет природой.
- …Человек… свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность…
- …Человека унижает не атеизм, а суеверие и идолопоклонство.
- …Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.
- Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу. Человек здесь не воспроизводит себя в какой-либо одной только определенности, а производит себя во всей своей целостности, он не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления.
- Религия — опиум народа. Человеческая сущность природы существует только для общественного человека: ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком…
- Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше остается в нем самом.
- — Чрезмерная серьезность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.
- Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?
- Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом.
- Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.
- Я вообще не думаю, что личности должны служить гарантиями против законов; я, наоборот, думаю, что законы должны служить гарантиями против личностей.
- …Я принес все свое состояние в жертву революционной борьбе. Я не сожалею об этом. Наоборот. Если бы мне нужно было снова начать свой жизненный путь, я сделал бы то же самое.
- История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.
- Я знаю только одно: что я не марксист.
- Революции — локомотивы истории.
- Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.
|