А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Лотце Рудольф Герман

(1817—1881 гг.) философ, медик, психолог

  • …Всякое благо и красота, не только нравственная свобода личности, но и всякое содержательное счастье, которым может наслаждаться дух, выдвигаются в качестве последней цели мира, «идеи», из содержания которой должны быть выведены как необходимые предпосылки всеобщие законы, которые мы находим в мире, и определенные конкретные установления, на которых основываются их проявления. Этой общей перспективой и следует завершить метафизику. Человеческое знание, которому известна только очень малая часть всей действительности, не в состоянии подлинно научно, путем, ведущим к прочным результатам, изложить этот «мировой план». Ему остается для исследований эта вера в высшее благо, образующая основу бытия всякой определенной действительности, но только в качестве регулятивного принципа целостного мировоззрения, не допускающего действительно убедительного его применения в частных исследованиях.

  • […] Между изменениями объективных отношений вещей и изменениями наших представлений о таковых существует устойчивая пропорциональность, подобная имеющейся при переводе на чужой язык, в котором воспроизводятся не слова оригинала и не способ образования предложений, а только взаимосвязь мыслей средствами нового языка. — Истина состоит тогда только в совпадении представления с тем представлением, которое должно возникнуть во всех других душах, имеющих ту же организацию, в связи с тем же самым объектом. Если же существование внешней действительности было бы уничтожено, то уничтожен был бы и тот пункт отнесения, в связи с которым только и может идти речь об «истине» или «неистине», и тем самым было бы утрачено понятие собственно познания, которое немыслимо без такого объекта.

  • …То, что составляет специфику всякого бытия и действия, не исчерпывается мышлением, но остается ему совершенно недоступным.

  • …Не может быть речи о «тождестве мышления и бытия»; и все мировоззрение извращается, если все, что есть и происходит, представляют по аналогии с движением мысли и даже природу и историю в их устойчивых структурах или процессах сравнивают с различными членами заключения или различными ступенями какого-либо иного логического способа развития. Действительное всегда намного больше, чем этот логический скелет, и это «большее» нельзя рассматривать «как простое логическое замутнение или загрязнение чистой логической идеи, к выражению которой конечные вещи не способны» (Гегель). Наоборот, следует считать простое мышление неспособным к постижению истинного содержания действительности, тогда как это содержание, впрочем (посредством ощущений, чувств и проистекающих от них или сопровождающих их догадок), действительно переживается согласно его ценности.

  • …Вещи в себе не суть то, чем они должны быть, но становятся таковыми только в духе.

  • […] Не следует рассматривать жизнь представлений таким образом, будто духу предопределена священная обязанность отражать «вещи», которые не суть дух, так как они существуют; жизнь представлений духа имеет свои собственные цели, которым она соответствует. И если «вещи» не так воспроизводятся, как они существуют, то сами вещи следует рассматривать как простое средство, определенное к тому, чтобы вызывать в духе и соответственно его природе явления, которые мы несправедливо рассматриваем как неудачные отражения действительного и которые, напротив, суть нечто более высокое, чем могли бы быть сами вещи без духа.

Полезные ресурсы:
Древний Мир
Древний Мир
Разные исторические лица
Спартанцы
Афиняне
Правители Сиракуз
Цари Македонии и Эпира
Другие исторические лица
Древний Рим
Разные исторические лица
Императоры
Полководцы и гос. мужи
Римские Юристы
Древняя Индия
Древний Китай
Библия
Ветхий Завет
Новый Завет
Послания Апостолов
Хадисы Пророка
Отцы церкви. Богословы
Разные авторы
Средние века
Азербайджан
Англия
Арабский Восток
Византия
Грузия
Индия
Китай
Россия
Франция
Япония
Возрождение
Англия
Германия
Испания
Италия
Нидерланды
Польша, Белоруссия
Франция
16-17 века
Великобритания
Германия
Голландия
Испания
Италия
Китай
Польша
Франция
Чехия
Швейцария
Просвещение
Австрия
Великобритания
Германия
Италия
Россия
США
Франция
Швеция
19 век
Австрия
Азербайджан
Аргентина
Армения
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Грузия
Дания
Индия
Ирландия
Испания
Италия
Китай
Куба
Нидерланды
Персия
Польша
Россия
США
Франция
Швейцария
Швеция
20 век
Австрия
Аргентина
Бельгия
Бразилия
Великобритания
Германия
Греция
Грузия
Дания
Израиль
Индия
Ирландия
Испания
Италия
Канада
Нидерланды
Польша
Россия
Румыния
Словения
США
Франция
Чехия
Швейцария
Япония