|
Монтень Мишель де
(1533—1592 гг.) философ-гуманист, писатель
- Бич человека — это воображаемое знание.
- Благоразумию также свойственны крайности, и оно не меньше нуждается в мере, чем легкомыслие.
- Будемте остерегаться, чтобы старость не наложила больше морщин на нашу душу, чем на наше лицо.
- В дружбе нет никаких расчетов и соображений, кроме нее самой.
- Взять город приступом, выслать посольство, царствовать над народом — все это блестящие деяния. Смеяться, любить и кротко обращаться со своей семьей, не противоречить самому себе — это нечто более редкое, более сложное и менее заметное для окружающих.
- Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это — злостный обман.
- В природе нет ничего бесполезного.
- Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем ремесле.
- Все средства — при условии, что они небесчестны, — способные оградить нас от бедствий и неприятностей, не только дозволены, но и заслуживают всяческой похвалы.
- Высокомерие складывается из чересчур высокого мнения о себе и чересчур низкого о других.
- Достойно похвалы деяние, а не сам человек.
- Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его.
- Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче. Мы считали бы в таком случае достоверным противоположное тому, что говорит лжец. Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов.
- Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле.
- Если можно быть учеными чужой ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью.
- Если я лгу, я оскорбляю себя в большей мере, чем того, о ком я солгал.
- Жениться, ничем не связывая себя, — предательство.
- Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее.
- Знания — обоюдоострое оружие, которое только обременяет и может поранить своего хозяина, если рука, которая держит его, слаба и плохо умеет им пользоваться.
- Иметь дело с людьми, которые восхищаются нами и во всем нам уступают, — удовольствие весьма пресное и даже вредное для нас…
- Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума.
- Истинные друзья те, у кого «одна душа в двух телах».
- Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову.
- Книжная ученость — украшение, а не фундамент.
- Когда судят об отдельном поступке, то, прежде чем оценить его, надо учесть разные обстоятельства и принять во внимание весь облик человека, который совершил его.
- Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.
- Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
- Кто боится страдания, тот уже страдает от боязни.
- Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха.
- Кто обяжет себя говорить все без утайки, тот обяжет себя и не делать того, о чем необходимо молчать.
- Кто очень сухощав, тот охотно носит фуфайку, у кого мало содержания — те раздувают его словами.
- Кто учит людей умирать, тот учит их жить.
- Лживость — гнуснейший порок.
- Любовь — неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
- Людям дюжинным дано зреть плоды своих дел; семена, разбрасываемые гениальными натурами, всходят медленно.
- Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы ее использовали.
- Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей легкостью или были бы сопряжены с большими трудностями, нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.
- Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.
- Можно поучиться и у врага.
- Молчаливость и скромность — качества очень пригодные для разговора.
- Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.
- Мы не столько освобождаемся от наших пороков, сколько меняем их на другие.
- Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.
- …Надо стараться выяснить — не кто знает больше, а кто знает лучше.
- Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.
- Наихудшее состояние человека — это когда он перестает сознавать и владеть собой.
- Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.
- Наука — великое украшение и весьма полезное орудие…
- Наука — дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.
- Нашему остроумию, как кажется, более свойственны быстрота и внезапность, тогда как уму — основательность и медлительность.
- Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать.
- Невежество бывает двоякого рода: одно — безграмотное, предшествует знанию; другое — чванное, следует за ним.
- Невозможно вести честный и искренний спор с дураком.
- Не все, что колеблется, падает.
- Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему.
- Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.
- Нередко сам порок толкает нас на добрые дела.
- Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.
- …Нет столь дряхлого старца, который, памятуя о Мафусаиле, не рассчитывал бы прожить еще годиков двадцать.
- Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию.
- Неукоснительно следовать своим склонностям и быть в их власти — это значит быть рабом самого себя.
- Нечестные средства, с помощью которых многие возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова.
- Ни одна страсть не помрачает в такой мере ясность суждения, как гнев.
- Ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, не является ее принадлежностью.
- Обвинениям в адрес самого себя — всегда верят, самовосхвалению — никогда.
- Откровенная речь, подобно вину и любви, вызывает такую же откровенность.
- От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения.
- Очень многих я видел на своем веку, которые были доведены до совершенной тупости неумеренной жаждой знания.
- Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.
- Первый признак порчи общественных нравов — это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели.
- Плакать из-за того, что мы не будем жить сто лет спустя, столь же безумно, как плакать из-за того, что мы не жили сто лет назад.
- Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.
- Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.
- Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия.
- Порицать в другом свои недостатки столь же допустимо, как порицать чужие в себе.
- После тех лиц, которые занимают самые высокие посты, я не знаю более несчастных, чем те, что им завидуют.
- Предпочитай, чтобы у человека кровь приливала к щекам, чем чтобы она была им пролита.
- Природа может все и все творит.
- Природа — приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный.
- Пытливости нашей нет конца, удовлетворенность ума — признак его ограниченности или усталости.
- Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.
- Разумный человек ставит себе предел даже в добрых делах.
- Самая глубокая дружба порождает самую ожесточенную вражду.
- …Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.
- Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.
- Самый краткий путь к завоеванию славы — это делать по побуждению совести то, что мы делаем ради славы.
- Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.
- С истинно учеными людьми происходит то же самое, что и с колосьями пшеницы: пока они пусты, они гордо и высоко поднимают голову, когда же наливаются и полнеют от зерен, то начинают униженно поникать головой.
- Следовало бы иметь установленные законом меры воздействия, которые обуздывали бы бездарных и никчемных писак, как это делается в отношении праздношатающихся и тунеядцев.
- Следует отличать душевный порыв человека от твердой и постоянной привычки.
- Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.
- Смелый поступок не должен непременно предполагать доблесть у совершившего его человека; ибо тот, кто по-настоящему доблестен, будет таковым всегда и при всех обстоятельствах.
- Смерть должна быть такая же, как и жизнь; мы не становимся другими только потому, что умираем.
- Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным.
- Среди тысячи наших привычных поступков мы не найдем ни одного, который мы совершали бы непосредственно ради себя.
- Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде.
- Старость оставляет больше морщин на умственном облике нашем, чем на лице.
- Страх то придает крылья ногам, то приковывает их к земле.
- Стыдливость украшает юношу и пятнает старца.
- Судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование.
- Счастье человеческое состоит вовсе не в том, чтобы хорошо умереть, а в том, по-моему, чтобы хорошо жить.
- Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, — не научились понимать самих себя.
- Только глупцы могут быть непоколебимы в своей уверенности.
- Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.
- Тому, кто сказал Сократу: «Тридцать тиранов осудили тебя на смерть», последний ответил: «А их осудила на смерть природа».
- То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.
- Трусость — мать жестокости.
- Удваивать себя — великое чудо, и величие его недоступно тем, кто утверждает, что способен себя утраивать.
- У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь — рабом другого коня.
- Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется; быть везде — значит быть нигде.
- Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости.
- Хороши или плохи события жизни, во многом зависит от того, как мы их воспринимаем.
- Ценность и достоинство человека заключены в его сердце и в его воле; именно здесь — основа его подлинной чести.
- Чтобы научить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
- Что может быть труднее, чем уберечься от врага, надевшего на себя личину нашего самого преданного друга.
- Шум оружия заглушает голос законов.
- Я говорю правду постольку, поскольку осмеливаюсь ее говорить; чем старше я становлюсь, осмеливаюсь делать это все реже.
- Я наблюдал только одно действие розги — она или притупляет или озлобляет душу.
- Я нередко встречал людей, которые оказывались неучтивыми именно вследствие того, что были чересчур учтивы, и несносны вследствие того, что были чересчур вежливы.
- Я хотел бы, чтобы смерть меня застала за работой в поле.
- Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен — например алхимики, астрологи, предсказатели, хироманты…
- Кто попадает далее цели, тот так же промахивается, как и тот, кто не попал в цель.
- Книги сопровождают меня на протяжении всего моего жизненного пути, и я общаюсь с ними всегда и везде. Они утешают меня в мои старые годы и в моем уединенном существовании. Они снимают с меня бремя докучной праздности и в любой час дают мне возможность избавляться от неприятного общества. Они смягчают приступы физической боли, если она не достигает крайних пределов и не подчиняет себе все остальное.
- Если, с одной стороны, наш ум крепнет вследствие соприкосновения с умами обширными и развитыми, то, с другой стороны, нельзя себе представить, насколько он теряет и вырождается вследствие постоянного знакомства и сношения с умами низменными и болезненными.
- Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, и я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и уменья, никак нельзя добиться силой.
- Не беспокойтесь, что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому; она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей…
- Когда я играю с кошкой, неизвестно, кто кого больше развлекает.
- Лучший способ запомнить что-нибудь — постараться это забыть.
|